Приблизительно три тысячи лет назад иранский пророк Заратуштра (или Зороастр — так его имя произносили древние греки) основал религию, ядром которой являются «благие мысли, благие слова и благие деяния». Приверженцами этой религии являются зороастрийцы (в Индии — парсы). Вселенская борьба между добром и злом не только является основой всего сущего, но и происходит в повседневной жизни, когда нам приходится делать нравственный выбор. В борьбе, главный принцип которой — свобода выбора между добром и злом, принимают участие вечный «Мудрый Господь» Ахура Мазда и его антипод — разрушитель Ахриман. У зороастрийцев до недавнего времени существовали специфические ритуалы. Так, не желая загрязнять почву, воду и огонь, они оставляли своих мертвецов на высоких башнях, отдавая их на растерзание стервятникам. Борясь с «дурными мыслями, дурными словами и дурными деяниями», последователи этой религии стремятся к очищению и порядку во Вселенной. Порядок проведения ритуалов священнослужителями, правила личного поведения и общественной жизни описаны в Авесте, священных текстах. Наиболее значимой частью Авесты являются Гаты — гимны Заратуштры, призывающие к бдительному отслеживанию не только отрицательных деяний, но даже мыслей.
В центре зороастризма, древнейшей живой религии, — борьба между добром и злом, в контексте которой рассматривается все сущее.
Философия зороастризма оказала фундаментальное влияние на монотеистические религии. К настоящему времени сохранились относительно небольшие общины зороастрийцев (главным образом на территории Ирана и Индии). В ритуалах последователей религии есть расхождения — к примеру, в Иране Навруз отмечается в день весеннего равноденствия, что символизирует победу света над тьмой. В Индии Навруз отмечается в августе, так как в календаре парсов не учитываются високосные годы