Сим постом открывается колонка экспресс религиоведения. Сегодня поговорим о религии Йоруба.
Стремясь к достойной жизни, народ йоруба обращается к традициям прошлого, но находит способ адаптировать свою веру к современным условиям.
ОПИСАНИЕ
У традиционной религии народа йоруба много общего с другими африканскими религиями — в том числе тенденция образовывать своеобразный сплав с верованиями, распространенными в диаспорах по всему миру.
Йоруба почитают и обращаются за помощью к одному или нескольким оришам (божествам), а также к своим предкам, которые умерли, но сохраняют заинтересованность в делах потомков.
Верховный бог Олодумаре стоит выше ориш и даже, пожалуй, воплощает собой все их множество. Для йоруба Олодумаре — создатель, с которого все началось; но управление земными делами обычно остается прерогативой ориш, каждый из которых связан с определенным явлением. Например, Шанго — бог молний и, в современной версии, электричества. В религии йоруба, представляющей собой сплав анимизма и политеизма, боги связаны между собой тесными взаимоотношениями. Все вокруг пронизывает созидательная энергия — аше.
Для восславления богов и укрепления взаимоотношений с ними применяются как публичные, так и индивидуальные ритуалы; практикуются также жертвоприношения, которые, по мнению приверженцев данной религии, идут на пользу не только самим верующим, но и богам, поскольку во время жертвоприношения происходит обмен аше.
ПРОПОВЕДЬ
В поисках счастливой жизни йоруба обращаются к предкам и божествам, населяющим наш мир
ТЕОЛОГИЯ
Нет сомнений, что вера в Верховного бога Олодумаре возникла в результате контакта с христианами и мусульманами. Однако не стоит рассматривать это как простое заимствование — религия йоруба оказалась достаточно сильной, чтобы внедрить в свою систему понятий достижения науки — например, электричество. Гибкость религии демонстрируется на примере карибских диаспор, которые сумели соединить исконные африканские верования с христианством — праздничные дни и костюмы у ориши католических святых одни и те же.